Монументальные войны

Разразившаяся в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) война с монументами вышла на новейший виток. Опосля того как активисты антирасистского движения Black Lifes Matter в нескольких американских штатах снесли бессчетные памятники, сейчас уже не дожидаясь разгневанной толпы, Музей естественной истории США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) решил демонтировать расположенный у входа в здание конный монумент 26-му южноамериканскому президенту, республиканцу, лауреату Нобелевской премии мира за 1906 год Теодору Рузвельту (премию он получил за посредничество в подписании Портсмутского контракта меж Россией и Японией в русско-японской войне 1904–1905 годов).

Билл де Блазио, мэр Нью-Йорка, увидел, что сам монумент уже издавна считают эмблемой дискриминации — конкретно потому музей попросил убрать его, потому что находящиеся рядом с Рузвельтом африканец и краснокожий смотрятся «порабощенными и расово неполноценными». При всем этом за Рузвельта вступился однопартиец Дональд Трамп: «Несуразно, не делайте этого», — написал президент США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) в собственном Twitter.

Невзирая на то что «война с монументами» — исторически достаточно всераспространенный инструмент утверждения новейших ценностных парадигм, происходящее в крайние недельки в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) всё больше припоминает сюрреалистический синематограф. Толпы протестующих сносят, обезглавливают либо обливают краской монументы исторических деятелей, «замаравших» себя колониальной риторикой и поддержкой рабовладельческого строя, — уже пали президент Джефферсон Девис, Джордж Вашингтон, бессчетные генералы конфедерации, также первооткрыватель Америки Христофор Колумб. Политики и полицейские символически преклоняют колени, отдавая дань почтения погибшим от полицейского произвола афроамериканцам, также выражая несогласие с историческим угнетением чернокожего населения США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке).

«Революционный» задор перекинулся и в Европу: за поддержку расовой дискриминации во Франции досталось, к примеру, генералу де Голлю, в Бельгии — королю Леопольду II. В Англии пострадал памятник Уинстона Черчилля, не считая того, тыщи людей подписали петицию с требованием закрыть «за рабовладельческое прошедшее» газету The Guardian. В Берлине призывают переименовать станцию метро Mohrenstrasse («Улица Мавров») в «Улицу имени Джоржда Флойда» (напомним, что катализатором сегодняшних протестов выступила смерть в Миннеаполисе афроамериканца Джорджа Флойда, которого полицейский убил при задержании за нарушения). Стихийные переименования улиц начались и в Риме.

Разумеется, что сегодняшний всплеск имеет суровые социально-культурные, также и политические предпосылки, с которыми нужно разбираться детально. Но, не умаляя великодушных порывов движения Black Lifes Matter, всё же кажется, что полная война с монументами — это страшный путь, ведущий к полной деконструкции истории. Почему, к примеру, протестующие ограничились только сносом монумента рабовладельцу и отцу-основателю США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Джорджу Вашингтону? Следуя данной нам логике, нужно тогда переименовать и столицу Соединенных Штатов, дав ей наиболее политкорректное заглавие. Либо, например, почему Демократическая партия США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), которая исторически появилась как публичное объединение, представляющее интересы больших землевладельцев и работорговцев, ограничивается только коленопреклонением председателя палаты представителей конгресса США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Ненси Пелоси? Следовало бы совсем закончить деятельность данной нам политической силы, исторически базирующейся на грешных идеях расового приемущества. И ряд схожих примеров можно продолжать нескончаемо.

Другими словами, это ящик Пандоры, который приведет к тому, что необходимо будет совершенно на сто процентов запретить Америку, Запад. И совершенно — уже кажется, что еще проще будет основать Землю поновой и строить новейший мир — великодушный, толерантный, схожий на Эдем. Но это только фантазии, а действительность состоит в том, что наш мир несовершенен, наиболее того — он жесток и несправедлив, его развитие проходило через разные сложные и драматические этапы и черные исторические странички. В этом мире были рабовладение, апартеид, нацизм и фашизм, антисемитизм и масса других грешных явлений. Почти все из их до сего времени не проработаны, при этом идет речь не только лишь о США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Например, в процессе колониальной экспансии в Юго-Восточную Азию Англия два раза спровоцировала страшный голод в Бенгалии (на данный момент эта земля разбита меж Индией и Бангладеш), приведший к смерти миллионов людей: в конце 60-х – середине 70-х годов XVII века и в 40-х годах ХХ века.

США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), Европе и в целом коллективному Западу, достигшему определенного уровня осознания прав человека, штатских свобод и остального, сейчас принципиально стараться преодолеть и поправить собственные исторические ошибки. История — это тяжкий эволюционный процесс. Недозволено просто взять и вымарать какие-то его фрагменты, аргументируя это современной неполиткорректностью.

Адекватный пример в этом смысле можно отыскать в современной германской практике проработки прошедшего. Так, на одной из средневековых германских церквей в городке Виттенберге есть глумливый антисемитский барельеф: там изображены евреи, сосущие свиноматку, и раввин, смотрящий ей под хвост. Данный мотив был обширно всераспространен в германских церквях позднего Средневековья, и подобные изображения еще есть на нескольких культовых сооружениях. Также на виттенбергском барельефе выбита цитата из антииудейского памфлета основателя германской Реформации Мартина Лютера. Очевидно, еврейские объединения и бессчетные активисты, расценивая статую как оскорбление, в протяжении долгого времени добивались ее немедля демонтировать в судебном порядке. Но в феврале 2020 года трибунал признал, что мотив вправду быть может признан оскорбительным, но в архитектурно-историческом контексте статуя является частью культурного наследства и не быть может уничтожена. Наиболее того, она должна остаться на собственном месте — как часть черных страничек германской истории и как живое напоминание о чудовищности и порочности антисемитизма, возведенного в ранг гос политики.

Думается, что в этом частично заключается взвешенный и оптимальный подход к собственному историческому прошлому. К тому же война с знаками, разумеется, не несет никаких денежных выгод для афроамериканского населения США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Для того чтоб увеличивать их уровень жизни, стоит гласить о образовательных, соц реформах, формировании соответственных денежных и политических рычагов по улучшению ситуации. Как всему этому поспособствует полное разрушение памятников — вопросец спорный.

Создатель – научный сотрудник Института интернациональных исследовательских работ (ИМИ) МГИМО

Позиция редакции может не совпадать с воззрением создателя

Источник: iz.ru

Тоже будет интересно