В Ельцин Центре открылась уникальная художественная выставка «Авангард. На телеге в XXI век», где представлены более 150 работ, сто лет хранившихся в запасниках провинциальных музеев. Шедевры, среди которых работы всемирно известных Василия Кандинского, Александра Родченко, Любови Поповой и других русских авангардистов, были вывезены в русскую глубинку после революции для воспитания нового поколения художников. Предполагалось, что экспозиция (в нее на тот момент входило 322 картины) будет путешествовать по городам и «окультуривать» население. Однако масштабную выставку смогли увидеть лишь жители двух городов Вятской губернии — Советска и Яранска, после чего деньги у устроителей кончились, а на дорогах началась распутица. В итоге шедевры авангардистов на десятилетия застряли в крохотном Яранске, население которого составляло на тот момент порядка 1,5 тыс. человек.
Яромир Романов
О воссоздании масштабной экспозиции со столетней историей Znak.com рассказали кураторы выставки: известный исследователь русского авангарда, издатель Андрей Сарабьянов, искусствовед, лектор лондонского Института Курто Наталья Мюррей, а также кандидат искусствоведения, директор Вятского художественного музея им. Васнецовых Анна Шакина.
— Вы как группа кураторов начали работу непосредственно над этой выставкой в 2016 году. Как удалось «выйти на след» этих работ?
Анна Шакина: Мое знакомство с этими работами началось еще 90-е годы, я делала выставку авангарда из коллекции Вяткинского художественного музея. Одна из работ художника Плещинского была перевернута, и на обороте я увидела картину Василия Кандинского. С той самой минуты началась большая научная работа о том, как работа Кандинского попала в Вятку. И тогда в архивах обнаружилось много материала — каталог той выставки и много другой информации. В 2016 году мы возобновили работу.
Куратор выставки Анна ШакшинаЯромир Романов
Над этой выставкой трудилась очень интересная команда и, наверное, в ней был такой же энтузиазм, что и у устроителей выставки 1921 года. Нам пришлось, по сути, повторить весь их путь. Несмотря на тяжелые условия пандемии, мы смогли подготовить и открыть выставку.
— Очень сложно поверить, что в условиях той России, еще только-только отходящей революции, в глубинке могла быть организована выставка из трех сотен шедевров из Москвы, Казани, Петербурга.
Анна Шукшина: Да, тут всего одна треть, но даже она поражает своей масштабностью, а представьте эту выставку 100 лет назад в маленьком городке. Плюс в 1921 году там был тиф, голод, при этом не было дорог, к границам Вятской губернии подходил Колчак. Из-за этих обстоятельств выставка не поехала дальше. Картины удалось показать лишь в двух городах.
— Все это время часть картин оставалась в Краеведческом музее Яранска, не предназначенном для хранения и экспозиции картин. Что происходило с этими картинами там?
Андрей Сарабьянов: Когда мы приехали туда в 2016 году, нам сначала показали бивни мамонтов, наконечники стрел, а потом в полуподвальном помещении в запаснике мы увидели картины.
Куратор выставки, искусствовед Андрей СарабьяновЯромир Романов
— В каком состоянии были работы?
Андрей Сарабьянов: Если честно — картины были в ужасном состоянии. Например, очень интересная картина Георгия Лазарева «Лежащая женщина» была просто сложена в рулон и еще пополам. Реставраторам удалось ее восстановить, но следы от сгибов все равно остались. Еще одна картина, которую пришлось восстанавливать — «Площадь. Эскиз декорации к "Хованщине"» Федора Федоровского. Она лежала в запаснике на столе прямо без подрамника, края свисали.
Наталья Мюррей: В краеведческом музее Яранска многие картины в плачевном состоянии. Мы надеемся, что эта выставка привлечет внимание к тому, что нельзя хранить такие работы в музее, который не специализируется на этом.
Куратор выставки Наталья МюррейЯромир Романов
— Наверняка в России сотни или тысячи музеев, в запасниках которых хранятся такие «непрофильные» экспонаты.
Наталья Мюррей: Я тоже в этом уверена, но, наверное, все-таки не такого масштаба. Просто у них совершенно не было понятия значения этих работ. 10 лет назад акварели Кандинского использовали как картон, чтобы приклеить к нему что-то другое. Директор музея считала, что это «каля-маля», которые может нарисовать каждый ребенок.
— Кроме неизвестного Кандинского, какие новые работы именитых художников удалось найти?
Андрей Сарабьянов: В Яранске была найдена картина Родченко. Она была в очень плохом состоянии. На ней есть подпись и дата — 1915 год. Это какая-то театральная декорация. Он часто привлекался как театральный художник. Эту картину не видели даже родственники Родченко, которые как никто знают его наследие.
— Эту выставку можно назвать открытием для России и зарубежных ценителей русского авангарда?
Наталья Мюррей: Уникальность этой выставки в том, что многие работы, которые тут представлены, никогда не выставлялись и неизвестны даже специалистам. В наше время найти работы, которым уже больше 100 лет и о которых никто не знает — это настоящие открытие. Причем не только для России, но и для всего мира. Мы еще не заявили об этой выставке в Европе, но я надеюсь, она привлечет внимание и прозвучит. Интерес к русскому авангарду на Западе огромный. Уже была большая статья об этой находке в лондонской газете.
— Для простых обывателей, далеких от живописи, часто ценность того или иного предмета искусства выражается в стоимости. Вы могли бы оценить общую стоимость шедевров на этой выставке?
Акварели Василия КандинскогоЯромир Романов
Наталья Мюррей: Я не работаю с аукционами, но могу сказать — на мировом рынке Кандинский из всех здесь присутствующих художников ценится больше всего, потом Родченко, естественно. В целом авангард на западных аукционах ценится много больше любого реалистического русского искусства. Поэтому все представленные на втором этаже работы — самые дорогостоящие. Также сейчас Попова одна из самых дорогих художниц на рынке, хотя в 60-е годы ее картинами заколачивали окна в сарае.
— Куда выставка отправится после Ельцин Центра?
Наталья Мюррей: В Вятке (Кирове) выставка будет отмечать 100-летие в 2021 году потом мы рассчитываем привезти ее в Москву. Может быть, позже и на Запад.
Выставка в Арт-галерее Ельцин Центра будет работать до 10 января 2021 года. Время посещения 10.00 — 21.00 каждый день, кроме понедельника.
На такой телеге шедевры авангардистов передвигались по дорогам в российской глубинке 100 лет назадЯромир Романов
Партнерский материал
Источник: