Бизнес-джет Путина спикировал на медицинские маски

На разработку пассажирского сверхзвукового самолета срочно потребовались 717 млн. рублей

Андрей Полунин

1517


Фото: Максим Туманов/ТАСС

Материал комментируют:

Олег Смирнов

Сергей Обухов

Минпромторг в разгар пандемии COVID-19 неожиданно вспомнил о сверхзвуковом бизнес-джете. На разработку концепции его создания министерство намерено потратить 717,9 млн. рублей, следует из материалов на сайте госзакупок.

«Имеющийся научно-технический задел недостаточен, что не позволяет начать опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию СГС (сверхзвукового гражданского самолета, — „СП“) нового поколения. Разработки технологий, которые необходимы для создания СГС, ведутся не системно, технологии развиваются неравномерно», — отмечается в документе.

Как следует из текста, к проектированию бизнес-джета отсутствует единый подход. И ведомство опасается, что дело закончится пшиком — на выходе будет получен «несбалансированный набор отдельных нескоординированных между собой технологий с разными уровнями готовности». Научно-исследовательская работа за 717,9 млн. рублей призвана устранить этот пробел к декабрю 2021 года.

Горизонт планирования впечатляет. По оценке Минпромторга, уровень развития технологий, необходимых для постройки сверхзвукового джета, будет достигнут только в 2030 году. После чего, торжественно заключает ведомство, можно будет приступать — вы думаете, к производству? Нет, не гоните лошадей — лишь к «непосредственной разработке» самолета!

Читайте также

Хватит ли у России денег, чтобы защититься от превентивного ядерного удара
ЗРС С-500 выходит на стартовую предсерийную позицию

Подчеркнем — речь идет именно о небольшом бизнес-джете. То есть, сугубо нишевом самолете, игрушке для олигархов.

В документе отмечается, что на первом этапе рассматривается возможность создания небольших сверхзвуковых самолетов со скоростью 1,6−1,8 Мах. А впоследствии — когда, интересно, году эдак в 2050-м? — «при накоплении необходимого технологического и эксплуатационного опыта» можно будет перейти к созданию магистральных самолетов с 30−50 пассажирами и более высокой скоростью — до 2 Мах.

Вишенка на торте — это последний пункт. Из него следует, что Минпромторг только собирается провести анализ рыночных перспектив сверхзвукового джета в России и за рубежом. А также вскользь отмечает, что «разработка СГС, включая разработку и внедрение новых технологий, потребует значительных ресурсов».

Добавим от себя: уже потребовала. В сентябре 2019-го министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал, что в 2017—2019 годах на исследовательские работы в области аэродинамических, летно-технических и экологических характеристик сверхзвукового самолета Минпромторг направил 1,4 млрд. рублей. По его словам, в 2020—2022 годах должны быть разработаны техническое задание на демонстратор сверхзвукового пассажирского самолета, сам демонстратор и проведены его натурные исследования.

Но теперь, как выясняется, процесс немного зашел в тупик, и 717,9 млн. рублей помогут исправить ситуацию.

Поражает здесь одно. Понятно, что Мантурову никуда от сверхзвукового бизнес-джета не спрятаться, не скрыться. В январе 2018-го идеей создать сверхзвуковой пассажирский самолет загорелся Владимир Путин, осматривая в Казани модернизированного «стратега» Ту-160 «Петр Дейнекин». «Уверен, что будет востребовано», — сказал тогда Путин, отрезая Мантурову пути к отступлению.

Но зачем именно сейчас вваливать 717 млн. в дело, которое принесет отдачу лет через 30? В ситуации, когда в стране от коронавируса заражаются уже более 3 тысяч человек в сутки, когда не хватает медицинских масок, аппаратов ИВЛ и просто коек в инфекционных отделениях?

Что стоит за решением Минпромторга, имеет ли оно право на жизнь, учитывая, что гражданская авиация на грани краха из-за отмены полетов, и отрасль готова охватить тотальная безработица?

— Это крайне неэтично — требовать в ситуации, когда люди умирают, сотни миллионов рублей на устранение нестыковок в исследованиях по бизнес-джету, — считает заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. — В конце концов, сам же Минпромторг обязан был следить, чтобы нестыковки не возникли — Мантуров и его команда выглядят в этой ситуации не лучшим образом.

Напомню, изначально Путин предложил создать гражданский самолет на базе бомбардировщика Ту-160. Это был плохо продуманный шаг — полагаю, он был подсказан «эффективными» советниками главы государства, имеющими гуманитарное образование.

Специалисту ясно, что сделать из Ту-160 пассажирский лайнер невозможно по ряду причин. В том числе потому, что «стратег» конструировался 50 лет назад, когда были и технологии другие, и параметры авионики. Но главное, Ту-160 сделан по военным нормам летной годности, которые абсолютно не соответствуют нормам гражданских лайнеров. Последние диктуются международными организациями, и попробуй не учесть эти нормы в проекте — ни одна страна не даст лицензии на эксплуатацию такого самолета.

Когда ошибка стала очевидной, Мантуров объявил, что в России будет разрабатываться с нуля сверхзвуковой бизнес-джет, который сможет развивать скорость до 3000 км/ч. То есть, совершенно новый самолет, по совершенно новым технологиям.

«СП»: — Это была правильная идея?

— В принципе идея верная. Но загвоздка в том, что за последние 30 лет наш авиапром научился мастерски высасывать бюджетные деньги из казны на свои проекты.

Яркий тому пример — история Sukhoi Superjet 100, консультантом по которому выступил Boeing. Выбор Superjet вызвал протесты в КБ «Туполева» — там был практически готов аналогичный ТУ-334. Расходы на «Суперджет» изначально оценивались в $ 600 млн., а в итоге составили, по разным оценкам, от $ 2 млрд. до $ 7 млрд.

Кстати, сейчас нужны еще дополнительные деньги на «Суперджет» — на организацию системы послепродажного обслуживания самолета. Все это — деньги из бюджета, наши с вами деньги.

Сверхзвуковой бизнес-джет с нуля — история из той же оперы. Чтобы выпускать такой самолет, необходимо, прежде всего, здраво оценить: готова ли к этому научно-техническая база? Именно на это, я считаю, были даны 1,4 млрд. рублей, и задача лично Мантурова состояла в том, чтобы состыковывать исследовательские работы. Это ведь не задача президента или главы правительства, верно?

И сейчас, запрашивая 717 млн. рублей, Мантуров фактически заявляет: мы не готовы к производству сверхзвукового пассажирского самолета.

Кроме того, с самого начала следовало изучить спрос на подобные бизнес-джеты. Экономика построена таким образом, что производить самолет имеет смысл только в одном случае — если он будет выпускаться серийно десятками, а лучше сотнями единиц в год.

Теперь представим: если сверхзвуковой бизнес-джет все-таки сделают (я уверен, не сделают — с их-то привычкой оголять бюджет страны) — сколько в России найдется на него покупателей? Ну, может, наберется с десяток таких людей — руководителей крупнейших компаний. Так вот, из-за десяти самолетов расходовать миллиарды — это просто-напросто развитие того жульничества, который процветает, начиная с Sukhoi Superjet 100.

«СП»: — Что же, денег самолетостроителям вообще давать не надо?

— Сверхзвуковой пассажирский самолет в теории — отличное дело. Это продвижение технологий, техники, авионики. Но вместе с тем, это очень дорогостоящее изделие, и оно требует инновационных подходов — начиная от проектирования, и заканчивая эксплуатацией и поддержанием летной годности. И прежде чем давать на такое изделие астрономические деньги, надо проверить: а куда самолетостроители дели миллиарды, ранее им перечисленные? Проверить до рубля!

И тогда, я думаю, откроется картина, от которой останется только один шаг до обращения в прокуратуру.

Добавлю еще одно: красивая идея с маленьким сверхзвуковым бизнес-джетом проявилась по единственной причине. Большая гражданская авиация сейчас твердо стоит на том, что сегодня сверхзвуковой пассажирский самолет — не нужен.

Читайте также

COVID-19 все же прорвал оборону парадных полков на Красной площади
Торжественные марши российских войск по всей стране с 9 мая приходится откладывать до лучших времен

Сверхзвуковой «Конкорд» прекратил полеты по той же причине. На его борту полет из Лондона в Нью-Йорк занимал 2,5 часа. На борту обычного лайнера — 4,5 часов. Практика показала: люди предпочитают потерпеть три лишних часа в воздухе, чем экономить время, но подвергать себя колоссальным расходам и угрозам безопасности.

Именно поэтому мировая гражданская авиация — не только наша — не настаивает на производстве сверхзвуковых самолетов.

— В наших министерствах важную роль играет бюрократический процесс, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Есть «дорожные карты» проектов, где указано, когда и что делать. И никакой коронавирус эти мероприятия, с точки зрения чиновников, не отменял.

Ведь в чем «прелесть» нынешней ситуации? Чтобы планы отменить и пересмотреть, нужно политическое решение — например, объявление режима ЧС. А раз его нет, мы должны выделять запланированные деньги, в том числе на исследования по сверхзвуковому бизнес-джету.

Другое дело, что одни только формулировки, обосновывающие необходимость выделения 717 млн. рублей показывают, что качество управления у господина Мантурова — ниже плинтуса. Мантуров, напомню, обещал еще и обеспечить Россию масками к середине апреля. Срок наступил — а где же маски?!

Бизнес в России: Кто отважится сказать Путину, что сын его друга по разведке загоняет сельское хозяйство в гроб?

Новости экономики: Москва, Кремль, Путину: С «Калибрами» понятно, а маски-то где?

Источник: svpressa.ru

Тоже будет интересно