COVID и выборы: ловушки двойных эталонов

В истинное время мы располагаем существенно большей информацией о самом вирусе, ходе протекания заболевания и вероятных осложнениях. Это, непременно, дает возможность взвешенно подступать к ограничительным мерам. Сама болезнь, оставаясь небезопасной, не смотрится новейшей версией чумы, как чудилось опосля мартовских репортажей из Италии.

Всё это дает возможность перейти от мобилизационно-ограничительных мер к наиболее точечным, рассчитанным не столько на блокирование целых секторов социальной жизни, сколько на разумный подход людей к собственному здоровью. Несколько месяцев пандемии дали нам возможность следить разные сценарии как дела к COVID-19 — от пробы создать вид, что ничего не происходит, до полномасштабного карантина.

Большая часть государств при всем этом руководствовались своими внутренними данными о ходе распространения заболевания, способностях экономики и медицины. Можно сказать, что никакого безупречного сценария из происходящего сделать не получится — настоящий карантин в большенном, но все-же провинциальном Ухане либо в столице страны — несколько различные явления. Как и на самом деле провалившаяся шведская попытка «естественного» сценария.

Равно как в мед, экономическом, так и в политическом отношении правительства при принятии решений исходили из большого количества причин. С марта 2020 года почти все оказались перед проблемой: проводить ли намеченные выборы, руководствуясь правами людей избирать и быть избранным, либо поставить во главу угла право на жизнь и здоровье и отложить выборы — хотя бы до того времени, пока ситуация с COVID-19 не станет наиболее понятной и прогнозируемой. Наша родина была в числе государств, которые на пике эпидемии предпочли отложить выборы. С нормализацией ситуации, осознанием каналов распространения вируса и нужных мер профилактики решение возвратиться к нормальному ритму жизни, включая и избирательные кампании, с соблюдением всех норм защиты здоровья людей смотрится логичным и обоснованным.

Электоральные процедуры многообразны. Возможность преждевременного голосования предусмотрена в законодательстве Дании, Германии, Исландии, Швеции, Финляндии и США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) (так на американских выборах в 2004 году досрочно в их приняли роль 20%, в 2008-м — третья часть избирателей). На состоявшихся в Южной Корее 15 апреля выборах досрочно проголосовали наиболее четверти избирателей: часть по почте, часть — на специально сделанных временных избирательных участках. В ряде государств практикуется голосование по почте (Канада, Новенькая Зеландия, Польша, США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), Швеция и др.), возможность выборов в вебе предусмотрена в Эстонии и Швейцарии. В Англии, Франции, Нидерландах практикуется голосование по доверенности (в Рф избиратель голосует лишь лично, волеизъявление за остальных лиц не допускается).

Есть примеры проведения избирательных процедур на фоне современной эпидемии. Есть и практика, на основании которой можно создать выводы о эффективности защитных мер.

Она указывает, что и в логике проведения либо откладывания голосований, и в логике обеспечения сохранности избирателей и членов избирательных комиссий, большая часть государств управлялось похожими методами: соблюдение социальной дистанции, внедрение личных защитных средств (маски и перчатки) и антисептиков для избирателей и членов комиссий, дезинфекция помещений, внедрение разовых либо личных пишущих принадлежностей. В ряде всевозможных случаев, в особенности в самом начале эпидемии — к примеру в Южной Корее — измерение температуры тела избирателей.

Все это позволило провести выборы, когда это было обусловлено эпидемиологической ситуацией.

Во Франции 15 марта 2020 года состоялся 1-ый выборы в органы местного самоуправления. Французы при их проведении руководствовались, к примеру Циркуляром от министра внутренних дел (конкретно это ведомство выступает устроителем выборов в республике).

Французское правительство издало аннотации для избирательных участков по всей стране, требуя в том числе, чтоб избиратели постоянно были на расстоянии не наименее 1 м друг от друга. Листовки с правилами эпидемиологической сохранности за ранее рассылались избирателям. На избирательных участках были нанесены маркеры, помогающие гражданам соблюдать дистанцию. Избирателям выдавались перчатки и дезинфицирующие средства. Министр внутренних дел Франции также рекомендовал всем принести свои ручки для голосования, чтоб избежать передачи вируса.

Но 2-ой тур выборов был отложен. Во Франции поменялась эпидемиологическая ситуация. Число заболевших в день с 2 тыс. 17 марта подросло до 4,9 тыс. 1 апреля. И кажется, причина — выборы. Но нет. Опосля — не означает вследствие. Связывать голосование с болезнью — неверная корреляция. В Англии, к примеру, никаких выборов в этот период не проходило, но число заболевших в день росло с 409 17 марта до 4,5 тыс. 3 апреля.

На данный момент во Франции готовятся ко второму туру городских выборов, намеченных на 28 июня.

В Польше 22 марта 2020 года проводились доп выборы. Сотрудники на избирательных участках были обеспечены защитными масками, избирателям выдали антисептические средства и перчатки, также разовые ручки для маркировки собственных бюллетеней. Выборы состоялись.

Но выборы президента Польши, сначало намеченные на 10 мая, были отложены. Тем польские власти, показали разумную осторожность во время острой фазы эпидемии — невзирая на то, что по данным Института Джона Хопкинса, наибольшее суточное число заболевших в стране никогда не превышало 600 человек.

Новейший денек голосования — 28 июня. Все меры сохранности сохраняются. Уже при переносе даты выборов Польша особенное внимание уделила способности дистанционного волеизъявления — по почте. На основании ст. 12 §3 Закона от 2 июня 2020 года о особенных правилах организации всеобщих выборов президента Республики Польша, предписывающих в 2020 году возможность голосования по почте, Государственная избирательная комиссия 8 июня приняла постановления, к примеру, о том, как обращаться с возвратимыми конвертами и избирательными пакетами при заочном голосовании в стране.

Быть может, во Франции не так? Нет, там еще 9 марта была издана {Инструкция} о порядке реализации права голоса по доверенности.

Дистанционные формы голосования использовались, вместе с мерами сохранности на участках, на выборах различного уровня.

На городских выборах в штате Квинсленд (Австралия) 29 марта действовал целый комплекс мер санитарного нрава, основанных на директиве санитарного доктора штата. А еще там применялось не только лишь голосование по почте, да и телефонное голосование — для ограниченного числа избирателей, находящихся в завышенной группе риска. 29 марта во всей Австралии — 344 варианта, опосля этого число заболевших идет на спад.

Парламентские выборы в Южной Корее состоялись 15 апреля, через полтора месяца опосля прохождения пика. Притом что в стране удалось стремительно выявить и локализовать носителей вируса, на участках соблюдались все меры сохранности. Избирателям инспектировали температуру, всех, у кого она была выше 37,5 градуса по Цельсию, приводили в специальную кабинку для голосования. Был введен неотклонимый режим ношения масок и перчаток.

И как особенная мера — наиболее 13 тыс. человек, находящихся в режиме самоизоляции, получили возможность принять роль в голосовании опосля 6 часов вечера, когда остальные избиратели покинули участки.

Можно отметить такие экзотичные формы, как подсчет голосов без присутствия прессы (трансляция процедуры велась онлайн) на всеобщих выборах в Сенат Ирландии 30–31 марта либо отказ от обычных рукопожатий в Стране восходящего солнца.

Список государств и принятых мер можно продолжать длительно. Можно соотносить со статистикой заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Всюду выборы проводились с наивысшими мерами предосторожности, по способности применялись дистанционные методы голосования. Откладывались — исходя из эпидемиологической ситуации в стране, возобновлялись — исходя из нее же.

А сейчас синтезируем скопленные практики. Берем всё наилучшее, оправдавшее себя и годное для использования в критериях прохождения пика пандемии. Это до этого всего опыт Южной Кореи в организации голосования в течение нескольких дней для рассредоточения избирателей. Разводим участников голосования во времени (Израиль), с дистанционной разметкой (Франция), с разделением потока входящих и выходящих с участков избирателей. Предписываем всем внедрение средств защиты (Южная Корея, Израиль и др.) и по примеру Польши снабжаем их разовыми ручками.

Отказываемся от архаичных форм вроде голосования по почте (Польша, Аризона, Аляска и Висконсин в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке)) и голосования по доверенности (во Франции). Взамен организуем личное волеизъявление всем, не имеющим способности (либо опасающимся) прибыть на участок с доставкой бюллетеней на дом в сопровождении эскорта наблюдателей. А в больших мегаполисах, где эпидемиологическая ситуация как и раньше чревата, а информационно-коммуникативная структура, напротив, развита, проводим наиболее защищенное и прогрессивное дистанционное электрическое голосование. Благо, что население этих городов конкретно освоило онлайн форматы в период самоизоляции. Выходит модель близкая к безупречной. Ничего не припоминает? По-моему, мы в ней находимся. Это модель проведения голосования в Рф 1 июля 2020 года.

Всё разумно. Не разумно другое — почему некие «правозащитники» считают, что применение этих мер в Рф ориентировано на фальсификацию итогов голосования, а в остальных странах — показатель развитой демократии.

Заместо постскриптума.

Сильвестр Марсиниак, председатель Государственной избирательной комиссии Польши: «Если б не эпидемия, я бы точно был против эксклюзивного заочного голосования на президентских выборах. Но в наше особенное время, во время пандемии, нужно принимать во внимание здоровье и жизнь как избирателей, так и членов избирательных органов, и должны быть введены особые способы голосования, и заочное голосование проще всего ввести. Так как чрезвычайное положение не было введено, демократия просит выборов. Но для поляков было бы лучше иметь выбор, независимо от их состояния здоровья либо возраста, чтоб они могли решать, желают ли они голосовать лично на избирательном участке либо по почте».

Под девизом «Демократия больше не быть может ограничена», 36 мэров больших городов, в том числе Парижа призывают организовать 2-ой тур городских выборов в июне. В воззвании, размещенном в Journal du dimanche, говорится: «Давайте не будем превращать санитарное заключение в заключение демократии, которое могло бы нанести вред будущему Франции, и организуем 2-ой тур городских выборов с июня».

Создатель – исполнительный директор АНО «Центр общественно-политических проектов и коммуникаций»

Позиция редакции может не совпадать с воззрением создателя

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Источник: iz.ru

Тоже будет интересно