АСИ: Повышение зарплат и пенсий на 5−10% спасет экономику страны

Найден способ минимизировать потери ВВП на фоне пандемии коронавируса

Светлана Гомзикова

1322


Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Материал комментируют:

Дмитрий Журавлев

Правительству РФ предложили в условиях распространения коронавируса повысить пенсии всем пенсионерам и зарплаты бюджетникам на 5−10%. Соответствующая инициатива содержится в письме главы Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланы Чупшевой, направленном премьер-министру Михаилу Мишустину.

В обращении отмечается, что прямые меры поддержки платежеспособности этой категории граждан позволят минимизировать потери роста ВВП на фоне пандемии. Поскольку такое повышение благоприятным образом отразится на розничной и оптовой торговле, а также увеличит спрос на продукцию промышленности и услуг.

Подобные меры, как следует из документа, уже реализуются развитыми странами с целью сокращения темпов экономической рецессии и рекомендуются экспертами.

Гендиректор АСИ обращает также внимание на тот факт, что новый кризис наложился на уже имевшиеся в стране проблемы со слабостью внутреннего потребительского спроса из-за многолетнего падения реальных располагаемых доходов населения. В 2019 году они составили только 92% от уровня 2013 года. А последние оценки российских и международных экспертов показывают, что в условиях падения цен на нефть и пандемии COVID-19 замедление темпов роста ВВП в России может оказаться весьма значительным — от 0,5 до 2,5 процентных пункта.

Читайте также

Минздрав советует: «В вашем колхозе попросите, тысячу рублей заплатите, вам любая женщина нашьет бахилы»
Чиновники предлагают врачам самостоятельно доукомплектовать защитные костюмы

Что касается средств, то на реализацию предложенных мер поддержки пенсионеров и работников бюджетной сферы, которые подпадают под действие указов президента РФ, по подсчетам агентства, может потребоваться около 0,5−1 трлн. рублей.

Стоит напомнить, что на данные момент средний размер пенсии в стране составляет 15 тысяч рублей (но ключевое слово здесь «средний»). При этом средний размер пенсии по старости для неработающих пенсионеров определен в 16 тыс. 400 рублей.

Для защиты от обесценивания с течением времени, пенсионные выплаты в соответствии с законодательством регулярно индексируются — с 1 января прибавку в 6,6% получили неработающие пенсионеры, а 1 апреля на 6,1% сделали корректировку социальных пенсий. Но «за бортом» опять остались работающие пенсионеры, для которых индексация не проводилась с 2016 года — им в индивидуальном порядке пересчитают баллы только с 1 августа, что обеспечит прибавку рублей в сто-двести.

То есть, получается, что у работающих пенсионеров положение сейчас — в условиях самоизоляции из-за коронавируса — определенно хуже остальных, если работодатель не может (или отказывается) платить им зарплату.

При этом, как мы знаем, правительство сейчас составляет список системообразующих российский предприятий (на начало апреля он включал в себя 646 позиций), которым в случае необходимости будет оказана, в том числе, и существенная финансовая, поддержка. Что, кстати, едва не привело к скандалу, когда вдруг выяснилось, что на льготы от государства претендуют структуры, которые вряд ли можно считать гордостью нашей экономики.

И теперь, как рассказал в интервью РБК министр экономического развития Максим Решетников, правительству при составлении списка действительно важных предприятий приходится проводить тщательные проверки, дабы пресечь лоббирование со стороны органов власти при распределении льгот.

Понятно, что интересы пенсионеров в такой ситуации лоббировать никто не будет, а сами старики себя защитить не могут. Поэтому государству, может быть, стоило бы, действительно, о них еще немного позаботиться, как предлагают эксперты АСИ?

— Во-первых, когда я слышу о том, как наше правительство борется с лоббизмом, я сразу вспоминаю Гоголя и унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла, — комментирует ситуацию генеральный директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев. — С чем там бороться? Ну, составь список правильно, подпиши и пошли всех в пешее эротическое путешествие.

Я понимаю правительство, которое борется с лоббизмом на другом уровне. Вот они правильные решения приняли, а в регионах их не выполняют, потому что лоббизм. Понимаю…

Но как можно бороться с лоббизмом самих себя?

Что касается предложения АСИ, то это редкий случай, когда я с ними согласен. Единственное, не берусь судить о количественных показателях — на сколько нужно повышать: на пять, десять или пятнадцать процентов. На мой взгляд, чем больше, тем лучше.

Платежеспособность — это ключевое слово. Если мы этот показатель не поднимаем, система рушится без всякого коронавируса. А в условиях, когда денег всем не хватает (платят по минимуму, а цены, мягко говоря, не падают), это становится вдвойне важно. И втройне это будет важно, после того как вся эта эпопея закончится. Поскольку, действительно, лучший способ поднять экономику, это повысить спрос.

Но есть два «но» технологического характера.

«СП»: — Поясните.

— Нужно повысить спрос, а не цены. Почему так осторожно правительства всех стран мира, кроме США, идут на подобные методы.

Вот американцы их используют на 500%. И вы видите результаты — они, действительно, хорошие. У них там колоссальная проблема с коронавирусом, но вот с этим вопросом — социально-экономическим — все нормально.

Почему же все остальные не идут за ними с закрытыми глазами? Потому что когда ты даешь деньги, тебе нужен механизм, который гарантирует от инфляции.

У нас до сих пор считалось, что этим механизмом является простое — не давать денег. Это называлось — «сжатие денежной массы».

Но это тупик. Деньги давать надо, но при этом надо бороться с монополизмом в области розничной торговли, с картельными сговорами и т. д. Мы боремся с ними, и правительство с ними борется. Вопрос только в степени эффективности. Потому что если мы в городе будем оставлять одну торговую сеть, то никакого толка от повышения зарплат не будет. Просто на этот же процент повысятся цены.

«СП»: — Что, собственно, происходит и сейчас — цены растут…

— Чтобы подобного не было, параллельно с повышением денежных доходов населением необходимо вести борьбу с монополизмом. Это — первое. Но есть и второй момент.

Зарплаты бюджетников, это какие? Учителю кто будет эту повышенную зарплату платить — районный бюджет? Тогда у нас учителей несколько меньше станет, потому что в районном бюджете деньги последний раз водились при советской власти. С тех пор они туда не заходят — ну, если только это не Ямало-Ненецкий округ.

Понимаете, идея повысить зарплаты и пенсии правильная, но тогда нужны какие-то механизмы федеральных дотаций, гарантирующие, что полупустые местные бюджеты смогут это тянуть. Потому что школы и поликлиники у нас на местном бюджете.

И дело даже не в том, чтобы это перешло на федеральный бюджет. Федерация должна деньгами поделиться с местными бюджетами. Если этого не будет, то учителя будут работать за одну шестнадцатую ставки, либо их будут увольнять — просто потому, что у района нет денег.

Мы даже не обсуждаем вопрос, украдет ли глава района, или не украдет. Даже если он ангел и копейки не украл, ситуация не сильно изменится.

То есть, повторю: идея, предложенная АСИ, абсолютно правильная, но для ее реализации нужно очень много серьезных дополнительных действий.

«СП»: — Думаете, в правительстве к ней отнесутся серьезно?

— Думаю, да. Если бы правительство не собиралось рассматривать серьезно, АСИ не позволило бы себе публиковать эту инициативу. Есть свои правила, и они не отменяются — то, что не может быть принято, не происходит публично. А АСИ не для того было создано, чтобы ставить правительство в неудобное положение.

Вы себе представляете: агентство это предлагает, правительство — отказывает. Как после этого будет выглядеть Мишустин перед населением?

Тебе предложили людям больше денег платить, а ты отказался…

Другой вопрос: все эти рассуждения, понятно, важны для нас с вами, а пенсионер дядя Вася будет знать одно — ему предложили на 10% больше, а правительство отказалось.

То есть, вряд ли он будет вслушиваться в нюансы обоснований. Он при Сталине бы вслушивался, потому что просто сказали бы: «В стране денег нет, давай, мужик, покупай облигации займа».

Сейчас нет. Если надо дать больше, давайте больше — мотивация другая.

«СП»: — А есть, вообще, возможности дать больше?

— Ну, краски-то в стране достаточно, бумагу тоже пока хорошо производим. Госзнак денежные знаки для половины мира изготовляет. Никто же не предлагает раздавать народу доллары.

Читайте также

А. Бунич: У Путина нет другого пути, кроме девальвации
Правительству нужен дешевый рубль, чтобы перекрыть выпадающие доходы от нефти

«СП»: — То есть, просто напечатать и раздать?

— Конечно. Денежную массу можно увеличить. Я давно говорю, что нужно каким-то образом при всех проблемах находить способ увеличивать реальные доходы населения.

Вот если бы мы социализм строили, нам, по большому счету, было бы экономический все равно, сколько денег у людей. Потому что там главный заказчик — государство.

А в рыночном обществе главный заказчик покупатель, если мы деньги у людей отобрали, то какое это рыночное общество? Мы вообще про что?

Социализм воспринимает деньги в руках людей, как обязательство государства. Это — ни плюс, ни минус. Не в смысле: значит, социализм плохой, а капитализм — хороший.

При социализме нет капитализации денег — ты не можешь, например, вложить в акции. И поэтому социализм воспринимает деньги, как обязательство. А капитализм — как основной мотор развития экономики.

У нас же социалистическое восприятие денег у правительства осталось, при этом экономику сделали несоциалистической. Улюкаев же сказал в свое время, что деньги в руках людей провоцируют импорт — он воспринимал рост благосостояния населения, как проблему. В результате получается ни два, ни полтора.

Экономический кризис: Грозит ли России дефолт-2020

Новости экономики: Мишустин пошел на поводу Билла Гейтса

Источник: svpressa.ru

Тоже будет интересно